Как правильно оформить картину

Когда речь идет о зрительном восприятии человека, невозможно установить жесткие формальные правила. Я собрала здесь некоторые рекомендации по оформлению художественных произведений, чтобы было от чего оттолкнуться.

Оформление придает картине законченный вид, усиливает впечатление, является связующим звеном между изображением и окружающими поверхностями и помогает вписать картину в интерьер. Стиль оформления определяется вашим вкусом и сюжетом произведения. А способ оформления - техникой исполнения работы. Оформление живописных работ отличается от оформления графических. 

Как оформить живопись 

Рама

Рама – это связующее звено между интерьером и картиной, где преобладающую роль играет картина.

Рама изготавливается из багета. Багет - деревянный, металлический или пластиковый профиль, предназначенный для обрамления художественных произведений. Деревянный багет самый дорогой. Пластиковый - самый дешевый. 

Багеты бывают простого и фигурного профиля. Правильно выбирать багет с орнаментом и фактурой, дополняющей или повторяющей мотив картины. Если на картине преобладает линия и простые формы, то больше всего подойдет прямой багет простого профиля. Если на картине много мелких деталей и завитушек, то и багет будет соответствующий, в этом случае сюжет картины плавно переходит на раму.

Как выбрать цвет багетной рамы

Цвет багета чаще всего подбирается на пол тона темнее или на пол тона светлее основного цвета картины. Таким образом светлый багет больше всего подходит к светлым картинам, а темный – к темным. Но не редки исключения. Контрастный багет способен создать интересный акцент.

Важно сочетать цветовую гамму картины и багета.

  • Холодный оттенок деревянной рамки - беленый дуб,  неокрашенное светлое дерево, серебро - подходит к картине с преобладающими холодными тонами (синий, зеленый, фиолетовый, серый).
  • Теплый оттенок рамы - орех, махогон, золото - подойдет к картине в теплых тонах (красный, оранжевый, желтый, коричневый)
  • Оттенки натурального дерева подходят практически ко всем работам. 
Ширина багета

Широкая, классическая рама с золотом и сложной резьбой лучше всего подходит к картинам, написанным способом академической живописи и займет свое место в интерьере соответсвующего стиля. Дело в том, что до импрессионистов картины всегда оформлялись индивидуально. Рама вырезалась из дерева, учитывая тон, детали и сюжет полотна. Картины писались под заказ или подбирались, согласуясь со стилистикой и декором интерьера. Поэтому интерьеры дворцов и богатых поместий выглядят едино и продуманно. Сейчас эти произведения можно увидеть в музеях и картинных галереях. Рама сама по себе представляет собой художественное произведение и продолжает картину, усиливая эффект:

В современных интерьерах богатая резная рама не найдет поддержки в декоре и стилистке. Повесить репродукцию Ван Гога в такой раме скорее всего мало кто решится:

Но можно подобрать раму более простого профиля. Главное, чтобы она подходила картине и интерьеру. Чем больше деталей в картине - тем более замысловатый профиль можно применить. 

Стоит очень осторожно относиться к котрастам. Нередко для обрамления используют 2 и более рам. Это позволяет добиться интересного визуального эффекта. Но с большой осторожностью стоит относиться к контрастным цветам внутренних рам. Важно помнить, что картина должна переходить в раму, не спотыкаясь об ее акценты. Не рама, но картина - главное.

Для плоскостной живописи подойдет багет, подчеркивающий плоскость. 

Для маленьких картин бывает удачным решением подобрать широкий багет, он визуально увеличит картину и подчеркнет ее значимость.

 

Как оформить графику

Графика выполняется на бумаге. Это гравюра, литография, офорт; рисунок чернилами, тушью, углем, сангиной, пастелью, карандашами. Каллиграфия и акварель тоже относятся к графике. Графика (греч. γραφικος) - письменный. Это художественное изображение на бумаге с помощью  линии, штрихов, пятен, точек. 

Графические произведения требуют специального оформления, чтобы не выцвести, не осыпаться и не порваться. Оформление графической работы чаще всего включает :

  • раму
  • стекло
  • паспарту

Рама для графики

Общие рекомендации такие же как для живописи. С тем отличием, что для графики подходят рамы из любых материалов. Цвет может быть более радикальным из-за большей условности графики.

  • Для оформления графических монохромных работ чаще всего  используются черные и белые рамки.
  • Для цветной графики черный, белый, натурального дерева, золотой, цветной.

 

Паспарту

Паспарту - это поля между рамой и изображением. Внутреннее обрамление из белого или цветного плотного картона. Паспарту улучшает восприятие произведения, помогает зрителю сконцентрировать внимание на изображении, создать нейтральную зону между рамой и изображением. Вырубка может быть овальной, круглой или прямоугольной, внутренний край, обращенный к изображению, чаще всего скошен.

Как выбрать ширину паспарту

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Поэтому снизу паспарту должно быть немного шире. Равноширинное паспарту практичнее, его можно использовать и для вертикального и для горизонтального расположения, что позволяет экономить при массовом производстве. Но если вы заказываете индивидуальное оформление в багетной мастерской - у вас больше возможностей. Иногда достаточно чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

Ширина паспарту чаще всего находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения.

  • левая и правая стороны одинаковые,
  • нижняя чуть шире,
  • верхняя чуть уже или равна боковой.

Для наглядности пример равноширинного паспарту и с широким низом:

       

Или даже так:

Как выбрать цвет паспарту

Цвет паспарту для черно-белой графики лучше выбрать белый, черный или серый.

  •  Белый цвет паспарту создает оптический эффект, при котором изображение "выдавливается" из плоскости, выходит на передний план и даже кажется больше.
  • Черное паспарту наоборот углубляет изображение, ставит его за рамку, оно кажется меньше.
  • Серый цвет нейтральный, но не всегда подходит к интерьеру.

 

Можно воспользоваться таким способом определения цвета: паспарту сделать чуть темнее самого светлого участка картины, или чуть светлее самого темного. Этот прием не даст слиться изображению с рамой.

Для цветной графики можно использовать не только бело-черно-серые паспарту, но и цветные. Подбирайте спокойные, приглушенные цвета в тон какого-либо элемента изображения. Иногда подходит вариант сделать паспарту в тон фона изображения и добавить этим "воздуха" картине.

  

Можно одновременно использовать несколько паспарту для достижения определенного  эффекта. В этом случае одна рамка накладывается на другую со сдвигом. Верхнее паспарту чаще делается светлее, нижнее темнее, «эффект тоннеля» придает работе глубину.

В интернете встречаются магазины с конструктором, позволяющим примерить работу в раму и паспарту, а так же примерно представить стоимость оформления. Вот  здесь можно попробовать, загрузив картинку.

Бывает, что графические работы оформляют с нулевым паспарту. В этом случает оно не выступает, как элемент оформления, но дает необходимое расстояние между стеклом и бумагой. Особенно важно сохранить это расстояние для пастельных работ, где есть риск разрушения изображения при прикосновении со стеклом. Нулевое паспарту или глубокая рамка без паспарту позволяет иногда добиться интересного художественного эффекта.

 

Стекло

  • Простое
  • Антибликовое
  • Музейное

Простое стекло - самый доступный вариант, но есть проблема: обыкновенное стекло бликует, отражая происходящее вокруг и источники света. Картину бывает невозможно рассмотреть или сфотографировать. В этом случае важно продумать правильное расположение картины относительно окна и осветительных приборов. Но еще лучше - заказать сразу антибликовое стекло.

Антибликовое стекло - матовое. Луч света, падающий на стекло, не отражается, а рассеивается. Эффект достигается за счет обработки одной или двух плоскостей стекла таким образом, что поверхность стекла становится слегка шероховатой. Считается, что и светопропускание такого стекла снижается. Я не заметила, мне очень нравится именно этот вид стекла, все графические работы в моем доме оформлены именно с использованием антибликового стекла. Рекомендую

Но для гурманов есть еще один вид, сочетающий плюсы простого с плюсами антибликового  - музейное стекло. Музейное стекло блокирует большую часть ультрафиолетового излучения дневного света, что защищает бумагу и краски от выгорания и выцветания. Отражает менее 1%  падающего света, (обычное 8%). Музейное стекло называют безбликовым. Оно не мутное, совершенно прозрачное, безбликовость достигается за счет дорогостоящей обработки. В качестве сырья берется самое высококачественное стекло с низким содержанием железа. Такое стекло на срезе будет белым, в отличие от обычного «зеленного» стекла. Падающий световой поток не отражается от стекла, а проходит через него. Минус у такого стекла только один - стоимость.

Желаю вам удачи в оформлении художественных произведений. Это увлекательное творческое занятие заставит вас помучаться, но в итоге принесет массу положительных эмоций.

Важно:

  1. Правила можно и нужно нарушать, если вы чувствуете, как надо сделать правильно в конкретном случае. Представьте произведение в своем интерьере и решение придет само собой.
  2. Если картина хорошо вписывается в ваш интерьер по колористике и сюжету  - скорее всего вы без труда ее оформите. Если картина не вписывается в интерьер ни так ни эдак  - лучше приобрести другую картину.  
  3. Картину можно вообще не оформлять. Современная живопись все чаще создается на галерейных и музейных подрамниках. Толщина такого подрамника 3 - 5 см и больше. Изображение заходит на торцы холста и картина приобретает объемный законченный вид. 

Автор статьи: Светлана Бровченкова, 2016г. При копировании ссылка обязательна.