-
23.05.2017
-
14.02.2016
-
28.12.2015
-
21.11.2015
-
13.11.2015
Уроки рисования. Урок1. ЯБЛОКО
Давайте начнем с яблока, вернее с шара. С самого простого.
Я долго думала с чего начать и главное как рассказать. Я же никогда такого не делала. И мои собственные знания теории весьма расплывчаты. Это было так давно, что перешло скорее в интуицию. То есть я не знаю почему так, но чувствую что надо так. Или просто вижу так. Последнее - это главное. ВИДЕТЬ.
На этом уроке я подробно все опишу. И скоро вы поймаете себя на мысли, что и в обычной жизни стали замечать такие тонкости, которые вроде бы в глаза не бросаются. Мне бы хотелось и в себе это развить как можно больше.
Занятие ориентировано на людей, которые "не умеют рисовать"
Яблоко. Я взяла в инете такую картинку
в конце урока у вас получится примерно так:
1. Что нам понадобится:
бумага акварельная, карандаши акварельные и ноут с яблоком
Компанию мне составит 4-х летний Олежка. У него нет мысли, что он рисовать не умеет.
вот так Олежка увидел яблоко:
рисуем контур. Можно попробовать вписать его в квадрат, а если совсем не получается, то прикладываем лист бумаги к монитору и обводим.
вот я его пожирней обвела. Под яблоком контур тени - эллипс, проекция шара.
Не надо во что бы то ни стало стараться точно повторить фигуру яблока Рисуйте произвольно. Это будет живой рисунок. Пример со срисовыванием с монитора я привела на самый крайний случай, если только квадраты получаются. Хотя наверное бывают и квадратные яблоки ))
2. Берем красный карандаш. Определяем, где у яблока СВЕТ.
Вот здесь читаем теорию. И здесь.
Акварель любит свет. Поэтому очень важно его сохранить. Выделяем пятно самое яркое (падающий свет), менее яркое (рассеянный), он окружает самое яркое пятно света и еле заметное - отраженный. Свет падает на стол, отражается и попадает на яблоко с обратной стороны, он более слабый.
Теперь важный момент. Блик (самое яркое пятно света) мы оставляем белым! Не трогаем его никаким цветом! А вот остальное все штрихуем. Сперва штрихуем СВЕТ. Да, все, кроме блика. Легонечко касаясь, не нажимая, стараясь штрихи делать как можно ближе друг к другу, параллельно. Штриховать будем в разных направлениях, чтобы перекрыть белые места.
Вот блик у Олежки :
слева внизу красная линия обозначила полоску отраженного света. Справа он тоже появится. Дальше будем это рассматривать. А пока штрихуем свет:
ниже "пояса" меняем направление штриха, чтобы начать лепить форму.
вот примерно так вышло у меня. Еще есть свет рядом с тенью от палочки.
А это Олежкино яблоко:
и тень нарисовал, да.
Рисуйте вместе с детьми!
3. Делаем "экватор" или "поясок". Если посмотреть в теории (ссылки вверху), то можно увидеть линии построения шара. Вот по центральной горизонтальной делаем густую штриховку основным красным, алым. (потом будут другие оттенки красного). Густую - это с заметным нажатием, жирно так. Линия - половина эллипса, дуга вниз, потому что сверху смотрим. Центр пояска - самая ближняя точка к нам. Она должна быть темнее, насыщеннее. И весь он насыщенный. Штриховка сперва по линии эллипса, потом вертикальная, для объема.
так, теперь смотрим на блик. Где-то рядом будет очень темное место. По другую сторону от источника света.
я изменила штриховку на "лепную", она повторяет форму контура яблока. Нажимаем как следует. Это самое темное место яблока.
Слева от блика тоже темное место. Повторяем направление штриховки параллельно контуру, по форме.
Важный момент! Около самих контуров не спешите штриховать, яблоко боками отражает лист бумаги и падающий на него свет. Это дает потом объем. Мы эти рефлексы заштрихуем, но позже. Сейчас делаем темную часть.
сняла сверху, сбоку искажается. Но рисовать и снимать одновременно не всегда получается
4. Меняем карандаш. Берем более темный. Я взяла вишневый. Штриховка повторяет линии яблока. Присмотритесь к оригиналу, они там есть.
вот поближе. Штриховка "веером" туда-сюда (вся терминология моя, так что запоминать не надо, не знаю как по-правильному будет)
где блик пожиже, где тень - погуще
У Олежки свое вИдение
Продолжаем работать с тенью. Темный бочок штрихуем.
Ближайшую к нам точку на "экваторе" тоже затемняем
Здесь штриховка одинарная, отталкиваемся и делаем уверенное движение в одном направлении. Стрелкой показала. Как волос.
Проходимся вишневым карандашом по темным местам яблока, штриховка по эллипсу, яблоко круглое.
самые светлые места - белые, их в последнюю очередь будем штриховать
Олежка торопится, уже тень нарисовал, красивую, разноцветную
Темное заштриховали. Теперь свет.
5. Штрихуем рефлекс (свет возле контура, отраженный)
смотрим внимательно на яблоко
У Олежки свой подход
Вот. Везде возле контура заполнили цветом (основным, алым), легким нажатием, потому как СВЕТ.
я выбрала еще карандаш потемней, коричневый, чтобы подчеркнуть самые темные места, это правый бок, центр, нижняя часть и тень во впадине.
Олежка меня уверенно обгоняет:
тень от палочки
и саму палочку
Этим же карандашом штрихуем тень справа. Такая она у нас слоистая. Потом цвета смешаются и будет насыщенный тон.
Олежка уже готов к воде. Я еще нет.
Будем догонять ))))
Смотрим на весь рисунок целиком. Есть ли объем? Для этого полезно прищуриться и посмотреть сперва на оригинал, потом на свою работу и сравнить ощущения. Если "пятна" разные, то где-то добавить. Прищуриваюсь и вижу - спереди не хватает тени, вообще маловато темного, сливается. Штрихую гуще там, где вижу.
еще темнее
Ну вроде достаточно.
6. Рисуем падающую тень.
Присмотримся и заметим, что у тени есть самая темная точка(прямо под яблоком) и на самом яблоке в этом месте - более светлое пятно. Это закон света/тени, они всегда рядом.
ну вот так примерно. Ближе к предмету - темнее, дальше - светлее
Опять прищуриваемся, сравниваем.
ага, падающая тень - с красным отсветом. Все правильно, все предметы делятся с соседними своим цветом и светом.
вот так получилось
Сейчас самый ответственный момент. Перед тем, как начнем работать водой, надо согласиться с объемом. Все ли пятна выверены? Кажется многовато темного на переднем плане, переборщила
Беру ластик и стираю лишнюю тень.
На этот счет имейте ввиду, что у всех свои ощущения, так что ориентируйтесь на свои
еще светлее
Олежка заскучал и добавил антуражу
7. Акценты. Беру черный карандаш (можно темно-коричневый) и чуть-чуть добавляю. Немного в линию падающей тени прямо под яблоком, немного правое теневое пятно, ямка с палочкой. Акценты оживляют
алым прошлась по ближайшей стороне экватора, центру яблока, так сочнее
Ну кажется мы готовы к волшебству.................
Берем воду и кисть. Тонкую, круглую, с мягкой натуральной щетиной. Колонок или белку. На этом уроке у меня белка №1. Самая тонкая.
8. Свет. Если на штриховке мы свет оставляли, то на воде наоборот, с него начинаем. Самые первые места - самые светлые. Очень постеннно, малыми площадями капелькой заливаем штриховку. Не размазываем, не надавливаем, едва касаемся, просто распределяем воду и смешиваем ее на границах участков, чтобы были плавные переходы.
Блик полностью трогаем водой, но очень аккуратно
пошли дальше
Олежка предпочел кисть побольше
идем дальше по световым местам
переходы плавные
этот бок уже вполне съедобный)))))))))
Вверху кромка выемки тоже белая, ее смачиваем
и переходом опускаемся к уже мокрой области
Теперь отраженный свет
и свет вдоль кромки
все. Пошли превращать тень
как однако быстро работает Олежка
наши яблоки разбросаны по полу))))
с яблоком все. Теперь падающая тень. Тоже от светлого к темному.
ох как оно снизу "светится" наливное
Ну вот и все.... Нечего больше превращать. Оно уже целиком превратилось. Стало сочным и спелым.
Олежка считает, что его яблоко красивее)))) И он прав. Мы сейчас использовали только оттенки красного. А он увидел и другие цвета тоже. И это высшая степень вИдения, видеть многоцветие.
А наш первый урок окончен. Благодарю за внимание))) Удачных работ!